Вэйци
Игра в Го
Игра в Го
Гунфу Го:
стратегия жизни на игровой доске

Го (яп. 碁) также Вэйци (кит. 围棋) или падук (кор. 바둑) — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием.

Впервые увидев игру Го, люди зачастую реагируют удивленно: «Что это за камешки? То ли дело шахматы!». Немногие понимают суть узоров, которые игроки выкладывают из камней — со стороны система игры выглядит довольно запутанной. Однако, по общему числу игроков Го — одна из самых распространённых настольных игр в мире и намного старше шахмат. Она входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр, а возникла в Древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру.
В Китае, на исторической родине, она носит название «вэйци» (досл. «облавные (окружающие) шашки»). Ещё одно распространённое образное название го в Китае — «беседа рук» или «разговор руками» (кит. трад. 手談, упр. 手谈, пиньинь: shǒu tán - шоу тань), что отражает специфику игры как диалога, в котором люди общаются опуская на доску камни.

Хотя правила го немногочисленны и просты, стратегия игры невероятно сложна. Го — это детерминированная игра с полной информацией, как шахматы, шашки, сёги или реверси, но по количеству возможных позиций и различных партий она далеко превосходит все эти игры (уже хотя бы потому, что ходы могут делаться в любом месте доски, а сама доска по числу пунктов более чем вчетверо превышает стандартную шахматную). При этом сложность игры не исключительно механическая, заключающаяся в большом количестве вариантов: го содержит огромное количество важных стратегических аспектов, некоторые из которых сложно даже понять, а тем более анализировать. И если шахматы, в основном, игра для левого полушария мозга, то при игре в Го активно задействуются оба полушария.

Сейчас в мире наблюдается подъем интереса к го, однако лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии. С одной стороны, го — игра счетная, с выверенными сменами темпа, точным анализом текущей обстановки, и в этом европейцы сильны: культура Запада развивает левое, аналитическое полушарие мозга, ответственное за логику, речь, счет. Но в игре мы должны понять не только все части целого, но – главное - сложить их воедино, и здесь азиаты, для которых частное — лишь часть общего, сильнее. Иероглифика, тональные языки, каллиграфия, традиционные практики ушу и медитация — все это развивает правое, «немое» полушарие, в ведении которого интуиция, художественные, музыкальные и прочие нелогические способности. В итоге там, где европеец начинает метаться и принимать спутанные решения, азиат видит фрагменты недоработанной, но целостной картины и спокойно исправляет недостатки.

Мы старательно выстраиваем вокруг себя островки стабильности, будто намереваемся жить вечно. Изучающему же го необходимо постоянно меняться, ведь только с изменениями происходит рост и развитие. Преодоление страха и обиды на первом этапе, жадности и гнева на втором, косности и скепсиса на третьем, скуки и усталости на четвертом — вот этапы познания го, как говорят мастера. Со временем игроку начинают мешать не технические проблемы игры, а изъяны характера — рассеянность, горячность, неуверенность, жадность, авантюризм. В этот «потолок» (их несколько) рано или поздно упирается каждый ученик. Го не похоже на другие игры, где можно обойтись заучиванием стандартных позиций и приемов, именно поэтому оно — инструмент, а не цель.

Чему же может научить Го? Вот всего лишь несколько аспектов:
- широта и целостность восприятия
- управление вниманием
- баланс
- понимание влияния и стратегии его реализации
- видение взаимосвязей и последствий
- ассоциативное, образное, комбинаторное мышление и ориентация в пространстве (правое полушарие)
- логика и расчет (левое полушарие), проведение многофакторного анализа
- планирование своей деятельности и действия, преследующие сразу несколько целей, гибкость в изменении приоритетов и последовательности операций
- работа с собственным умом и сознанием
и многое другое.

 

Подробнее об аспектах:

Баланс
В общестратегическом плане считается, что го символизирует важность баланса, «золотой середины». Чтобы надёжно занять территории, нужно размещать камни близко один от другого; но чтобы захватить большую часть доски, нужно играть «шире». Чтобы не отстать от противника, надо играть агрессивно, но чрезмерно агрессивная игра оставляет слабости в собственной позиции, которые оппонент может использовать. Слишком «низко» (близко к краю доски) расположенные камни дают слишком мало территории, а слишком «высоко» — оставляют противнику шанс на вторжение.

Влияние
Важный стратегический элемент го — концепция влияния. Каждым действием, камнем игрок обеспечивает своё влияние в этом месте. Противник, отвечая здесь же, может ограничивать или оспаривать влияние, но он может ответить и в другом месте, получив влияние в ранее незанятой части доски. Обеспечив влияние, игрок должен впоследствии реализовать его, превратив в очки, то есть в занятую территорию. Эффективная реализация влияния — один из сложнейших стратегических элементов в го, но столь же важным является понимание момента, когда от схватки за влияние следует переходить к окончательному оформлению территории. Игрок, который поспешит с реализацией влияния, может потерять очки, упустив возможность занять ещё какую-то территорию, но опоздание в данном вопросе тоже гибельно — противник, укрепив свои позиции, сможет пойти в атаку на недооформленную территорию, отняв её часть; таким образом, и здесь проявляется принцип «золотой середины».

Математика плюс философия
Считается, что возможных позиций в игре больше, чем атомов в видимой вселенной. Доска большая, изначально выигрышных дебютов нет, и достичь гармоничного развития простым перебором вариантов невозможно. Оценить потенциал построений, выбрать приоритеты — сложные задачи, связанные с такими разделами математики, как теория графов и распознавание образов, здесь важна оптимальность действий.
Но помимо того в Го много психологических, нематематических тонкостей. Наконец, у игры Го есть и философский подтекст, определяющий стиль игры и принятие решений и делающий её реально применимой для жизни практикой. Например, Го учит пониманию, что добиться всего невозможно — надо брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Рано или поздно игрок осознаёт, что теряет силы в драке за отдельные камни. Мастерство приходит с пониманием принципов гармонии, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства. И если шахматы воспитывают бойца, то го — правителя, организатора.

Игра Го – как подлинная практика – это наглядный отпечаток ума, реакций и собственного эго, и, следовательно, поле для работы над ними. Для занимающихся тайцзицюань Го – продолжение изучения своего сознания и практики Тайцзи. И наши группы, в Москве и других городах, с большим интересом осваивают Го: встречаются для обучения, мастер-классов и просто дружеских игр. Присоединяйтесь!

 

Сдаться, видя перед собой опытного, достойного противника, достигшего перед тобой преимущества, правильно, т.к. рассчитывать только на его ошибку не благородно и противоречит самому духу игры. Жалко не только тех японцев, которые умирали за досками «за честь клана», но, в первую очередь, само "И Го", потерявшее «И», то есть "Путь" (для сравнения: каратэ и каратэ-До, дзю и дзю-До).
Другое дело, когда мастер Го пасует перед жизненными обстоятельствами, которые как раз следует преодолеть, бороться до конца, идти на жертвы, не фиксироваться на своём ущемлённом эго, стараться до конца быть полезным Дао, воплотившем его в человеческую форму.
Такой игрок больше заботится о сохранности своих камней, сам превращаясь в огромный неподвижный камень. Забывает, что камни должны «работать» - служить опорой для «пустоты», поддержкой Другим камням, «видеть» их, стоять плечом к плечу в какой-то перспективной стенке, «десантом» в поле противника, в крайнем случае даже быть жертвой, но быть Частью общего Замысла.
Под такой «лежачий камень» не течёт водичка Ци. Он постепенно тяжелеет, заботясь только о себе, беспокоясь о своём «здоровье», теряет подвижность, лёгкость, принимает неэффективную форму. По правилам Го, снять камень с доски может только противник. И лучшее, на что может надеяться игрок, сделавший подобный «лишний» ход, это шанс «продать» его, вынудив партнёра «скушать» бесполезную форму. Неопытный наблюдатель сочтёт это ошибкой (а сам камень вообще предательством!), но таковы законы Дао - оно не терпит застоя, изолированности от реального мира, «вещи в себе» и для себя. Держать в своём пространстве такую форму, этот «чемодан без ручки, которым невозможно пользоваться, а выбросить жалко», просто губительно, заниматься лишь спасением камней - это уже стратегический проигрыш, поэтому, если ситуация позволяет, надо расставаться, как бы тяжело это ни было! Пусть они послужат Дао!

А.М.Усолов

https://vk.com/taichipractice

https://www.facebook.com/taichipractice/

© 2018 Традиционное ушу: 1000 ли